Амбарцумович Амбарцумов (20.09.1892, Саратов - 5.11.1937, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), сщмч. (пам. 23 окт. в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), прот. Отец В., А. Е. Амбарцумов, был одним из основоположников в России обучения и воспитания глухонемых, мать - К. А. Кноблох, лютеранка; родители воспитывали детей в лютеранстве. По окончании московского Петропавловского уч-ща при лютеран. ц. апостолов Петра и Павла В. поступил в Берлинский политехникум, где познакомился с христ. студенческим движением (протестант.). Незадолго до начала первой мировой войны В. вернулся в Москву, поступил на физико-математический фак-т Московского ун-та. Во время обучения стал членом христ. студенческого кружка, в к-ром познакомился с буд. супругой В. Г. Алексеевой, перешел в баптизм.
Во время гражданской войны семья Амбарцумовых переехала в Самару, где В. развернул активную деятельность по созданию христ. кружков, основной задачей к-рых было изучение Евангелия. В 1920 г. был арестован, доставлен в Москву. Поскольку в нач. 20-х гг. советская власть поддерживала неправосл. христ. орг-ции, рассматривая их как одно из орудий разрушения Православия, через 5 недель В. был освобожден с подпиской о невыезде из столицы, продолжил свою деятельность в Москве. Вскоре В. организовал и возглавил центральный комитет христ. студенческих кружков России. Комитет проводил ежегодные всероссийские съезды, последний легальный съезд состоялся в 1924 г. После того как в 1924 г. деятельность христ. студенческих кружков в России была запрещена, В. продолжал проводить занятия нелегально на частных квартирах. В 1923 г. он овдовел.
В сер. 20-х гг. среди знакомых В. появилось много правосл. людей, в частности, свящ. Валентин Свенцицкий, к-рый оказал большое влияние на его духовную жизнь. 5 дек. 1925 г. о. Валентин крестил детей В., в нач. 1926 г. В. перешел в Православие, стал прихожанином Никольского храма на Ильинке, где служил о. Валентин, прислуживал за богослужением, семью содержал на средства от частных уроков. 4 дек. 1927 г. в Преображенском соборе г. Глазова В. по рекомендации прот. Валентина был рукоположен еп. священноисп. Виктором (Островидовым) во диакона, 11 дек.- во иерея. В. служил в московском Князь-Владимирском храме в Старосадском пер., ревностно заботился о благолепии храма, имел особенное попечение о молодежи.
В 1928 г. В. разошелся с прот. Валентином Свенцицким во взглядах на действия Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского). В. не разделял резко отрицательного отношения к ним прот. Валентина и перешел под духовное руководство архим. преподобноисп. Георгия (Лаврова), к-рый убеждал духовных чад не вносить в церковную жизнь разделений. Летом 1928 г. В. по просьбе свящ. сщмч. Василия Надеждина служил в храме свт. Николая у Соломенной сторожки. В 1929 г. Князь-Владимирский храм был закрыт, В. сделал попытку уехать к архим. Георгию в Казахстан, но вынужден был вернуться в Москву. В том же году свящ. Василий был арестован, отправлен в Соловецкий ИТЛ. По его предсмертной просьбе В. возглавил Никольский приход, много проповедовал. Весной 1931 г. благочинный предложил духовенству следовать формуле поминовения властей, введенной Временным Патриаршим Свящ. Синодом и определить свое отношение к Декларации 1927 г. В случае несогласия предлагалось уйти за штат. В. уволился за штат и в сент. 1931 г. поступил на работу в Научно-исследовательский ин-т птицеводства.
5 апр. 1932 г. В. был арестован, обвинен в участии во «Всесоюзной контрреволюционно-монархической организации «Истинно-православная Церковь»». На допросах не скрывал недовольства религ. политикой советской власти, отказался называть имена людей, участвовавших в христ. кружках. 7 июля 1932 г. приговорен к 3 годам ссылки в Северный край, в результате ходатайства руководства Академии наук вскоре освобожден. В 1933 г. жил в г. Россошь (ныне Воронежская обл.).
В 1934 г. В. поселился в пос. Кучино под Москвой, работал в Ин-те климатологии. В 1935 г. переехал в с. Никольское, вместе с семьей посещал храм в честь Почаевской иконы Божией Матери в пос. Салтыковка, обычно молился в алтаре. В. продолжал руководить духовными детьми, совершал богослужения в домах наиболее близких из них. В. выполнял много научных работ по договорам, что давало ему значительные по тем временам средства, к-рые он почти все использовал на помощь семьям священнослужителей, находившихся в заключении или умерших там. Своей семье В. оставлял только самое необходимое. Духовные дети В. также помогали семьям заключенных, В. следил за тем, чтобы помощь оказывалась своевременно и в достаточном размере.
В ночь с 8 на 9 сент. 1937 г. священномученик был арестован, заключен в Бутырскую тюрьму, обвинен в «контрреволюционной деятельности». На допросе заявил, что считает советскую власть явлением временным, виновным себя не признал, отказался назвать имена людей, составлявших круг его общения. Расстрелян по приговору тройки НКВД от 3 нояб. 1937 г. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.